» » » Послание Лидера нации - основа прогресса и достижения стратегических целей

Послание Лидера нации - основа прогресса и достижения стратегических целей

Начиная с исторической и судьбоносной XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан в 1992 году, высшим руководством республики повсеместно обозначены стратегии, экономические реформы и приоритеты развития страны, наряду с общественно-политическим миростроительством.
В первую очередь, по инициативе Президента Республики Таджикистан, Основателя мира и национального единства, Лидера нации уважаемого Эмомали Рахмона было сформулировано, перспективы и стратегии развития страны, которые нашли конкретное и четкое изложение в последующем в ежегодных посланиях парламенту республики - Маджлиси Оли Республики Таджикистан.
Впоследствии также приняты за основу соответствующие документы, определяющие стратегические цели и задачи развития страны, в частности Национальная стратегия развития на период до 2030 года как основного документа направленного на достижение поставленных национальных целей. Изначально именно в Национальной стратегии развития на период до 2030 года, окончательно предложены основные направления развития государства, которые должны быть воплощены поэтапно в следующих направлениях:
1. Обеспечение энергетической безопасности и эффективное использование электроэнергии (достижение энергетической независимости);
2. Выход из коммуникационного тупика и превращение страны в транзитную страну (достижение транспортно-коммуникационной независимости);
3. Обеспечение продовольственной безопасности и доступа населения к качественному питанию (обеспечение продовольственной безопасности);
4. Расширение продуктивной занятости (обеспечение занятости населения).
В предисловии к Национальной стратегии до 2030 года Лидером нации отмечено, что: «На дальнейших этапах эти цели обретут новые качества, их основу будут составлять переход от обеспечения энергетической независимости к эффективному использованию электроэнергии, от выхода из коммуникационного тупика к превращению нашей страны в транзитную страну и от обеспечения продовольственной безопасности к доступу населения к качественному питанию».
По названному видению приоритет будет отдаваться эффективности реальных секторов экономики, которое достигается от послания к посланию, повсеместно развитию человеческого потенциала, в том числе потенциала граждан нашей страны,  которая достигается на основе реализации отраслевых государственных краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ, а также за счет диверсификации производства, институционального усиления и развития регионов.
Приятно, что указанные направления и стратегии прогресса экономики в принципе не ограничены. Так, в дополнение к стратегическим целям в послании Лидера нации парламенту на 2022-2026 годы в республике объявлены «Годами развития промышленности», что было обусловлено инициативой - перехода от аграрно-промышленной на промышленно-аграрной экономики. Благодаря этим и множества другим инициативам и предпринятым мерам, выбран путь на интенсификацию развития промышленности, обеспечение прогресс в этой области.
В последующем в послании Лидера нации парламенту от 28 декабря 2024 года было отмечено, что «В рамках стратегической цели по ускоренной индустриализации страны за 5 последних лет объем промышленной продукции республики с 27 миллиардов сомони достиг 53-х миллиардов сомони, что почти в 2 раза больше». Эти факторы в дальнейшем могут не только обеспечить продвижение национальной экономики, но и помогают преодолеть препятствия на пути устойчивого развития, обеспечения занятости населения и др. трудностей, которые свойственны стоящим на пути развития странам.  
В то же время, эти приоритеты нашли свое отражение в новых идеях, механизмах их достижения и предложениях высшего руководства страны. Так, в послании Лидера нации на 2025 год определено, что: «Вдобавок к этому в 2025 году необходимо принять конкретные меры по вопросам предотвращения влияния вероятных угроз на национальную экономику, формирования «зеленой» экономики, цифровизации государственных услуг и широкого использования безналичного расчета».
Следует отметить, что ежегодное послание Президента Республики Таджикистан парламенту содержит не только идеи, предложения, задачи, стратегии развития и прогресса, но и пути решения проблем стоящих перед Правительством в перспективе. Так, согласно посланию Лидера нации парламенту 2025-2030 годы объявлены «Годами развития цифровой экономики и инноваций», где принят соответствующий Указ Президента Республики Таджикистан от 8 января 2025 года за №911. Как отмечено в послании на 2025 год «Таджикистан идет устойчивыми шагами по пути перехода к цифровизации сфер национальной экономики во имя обеспечения прозрачности финансово-экономических отношений, а в следующие 5 лет для продвижения цифровой экономики необходимо уделять первостепенное внимание следующим направлениям:
Первое, оперативное совершенствование правовых основ и принятие необходимых документов в направлении перехода на цифровую экономику.
Второе, развивать цифровую инфраструктуру до сетей 5G, развития центра разработки данных, создания совершенной национальной платформы данных.
Третье, полная цифровизация государственных услуг и создание единой платформы государственных услуг.
Четвертое, развитие человеческого капитала путем изучения и квалификации кадров по информационным технологиям внутри и за пределами страны, повышение уровня культуры использования цифровых технологий.
Пятое, широкое использование искусственного интеллекта в ходе предложения услуг и системы государственной регистрации.
Шестое, принятие мер в направлении обеспечения кибербезопасности информационных платформ.
Седьмое, формирование цифрового предпринимательства и развитие электронной торговли.».
Идея цифровизации экономики находило свое подтверждение незадолго до этого в принятой Концепции цифровой экономики в Республике Таджикистан утвержденной постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 декабря 2019 года, №642. Концепция направлена на получение цифровых дивидендов в критически важных для национального развития вопросах, как создание новых рабочих мест, рост валового внутреннего продукта (ВВП), информационная трансформация сферы услуг и повышение качества жизни населения, обеспечение широкополосного доступа к интернету, информационной безопасности, кибербезопасность и облачные технологии.
В названной Концепции,  которую предстоит реализовать в три этапа (до 2040 года) предусмотрены ключевые сферы развития цифровой экономики, такие как: использование «прорывных» технологий для трансформации правительства, ключевых отраслей экономики и переход к цифровому государству, цифровизация бизнеса, образования, медицины, культуры, финансов, торговли, экологии, сельского хозяйства и АПК, промышленности, энергетики, транспорта и логистики, цифровизация городского управления «Умный город», и что немаловажно цифровое предпринимательство, НИОКР и инновации.
В связи с  претворением в жизнь идеи цифровой экономики в стране уже предприняты весомые шаги для её реализации. Так, в целях обеспечения нормативной правовой базы цифровой экономики, в особенности правового регулирования общественных отношений в сфере электронной торговли и защиты законных прав и интересов участников электронной торговли, а также обеспечения их деятельности разработан и принят Закон Республики Таджикистан «Об электронной торговле» от 24 декабря 2022 года №1921.
С этой же целью Правительством принята Среднесрочная программа развития цифровой экономики в Республике Таджикистан на 2021-2025 годы согласно,  которой определены порядка 17 направлений развития цифровой экономики.
Разумеется,  отдельные направления и сферы цифровизации экономики страны отчетливо можно видеть в уже реализуемых проектах в финансовой, налоговой, банковской сфере, сфере электронной торговли, транспорта и строительства.
Отрадно, что за основу преобразований цифровой экономики берется инновационный подход - инновация, как свойство предпринимательства. Действительно, как отмечено, одним из всемирно известным основоположником теории предпринимательства Йозефом Шумпетером, наряду с правом собственности на предприятие - инновационная деятельность предпринимателя выступает её главным признаком. Сущность инноваций, как указано названным ученым состоит в постулате «Главное «... делать не то, что другие» и «... не так, как делают другие».
Инновация и в целом инновационная деятельность не ограничивается деятельностью предпринимателей, а может быть вполне востребовано для широких масс, начиная не только с предпринимателей, но и государственных служащих, работников разных сфер жизнедеятельности, и в целом всего общества.
Поэтому, для нас на следующие пятилетие ставится задача: достичь безупречных результатов стратегических целей и задач, стоящих не только перед государством, но и обществом в целом, путем усиления работ в этом направлении, разработки новых механизмов экономического, правового, социального, информационного взаимодействия, координации работ, основанных на технократическом мышлении.
Стратегические цели, изложенные в ежегодном послании Лидера нации парламенту, имеют актуальное значение. Для их достижения необходимо мобилизовать все ресурсы начиная от государственного сектора, научного сообщества, населением страны, и заканчивая возможностями любого гражданина страны, которым не безразлично успех и прогресс государства, укрепление его независимости хотя бы на ближайшее десятилетие.
Ежегодное послание Лидера нации,  представленное парламенту страны и на всенародное обозрение, таким образом, имеет конституционное и конструктивное назначение, является важным стратегическим документом в котором главным элементом прогресса являются не только поставленные цели и задачи перед Правительством, но и четкая концепция, оценка проблем национальной экономики, социальной жизни населения страны, сфер культуры, здравоохранения, перспектив развития разных отраслей народного хозяйства, преодоление препятствий на пути к поставленной стратегии.

Махмадшозода Ф.А., к.ю.н., зав.
                                                       кафедрой «ЯиГД» ДФ НИТУ МИСИС

                                                           
все для dle