С момента приобретения Государственной независимости нашей страны 9 сентября 1991 года, руководством государства предпринимались некоторые шаги направленные на обеспечение политической стабильности, систематически ставились задачи и цели развития страны. При этом не было ясной и полной картинки достижения представленных целей и задач, как и не было результатов таковой деятельности направленной на укрепление государственной независимости.
Начиная с того момента, когда состоялась историческая и судьбоносная XVI сессия Верховного Совета Республики Таджикистан 1992 года, высшим руководством республики наряду с основами миростроительства обозначены экономические преобразования. В последующие годы именно по инициативе Президента Республики Таджикистан, Основателя мира и национального единства, Лидера нации уважаемого Эмомали Рахмона сформулированы, перспективы и приоритеты стратегических целей развития страны, которые нашли свое отражение в ежегодных посланиях Лидера нации парламенту республики - Маджлиси Оли Республики Таджикистан.
Впоследствии в республике разработаны и приняты соответствующие документы также определяющие стратегические цели и задачи развития страны, в том числе Национальная стратегия развития на период до 2030 года в качестве основного средства и документа направленного на достижение национальных целей.
Изначально в Национальной стратегии развития на период до 2030 года, былы определены следующие стратегические цели развития государства, которые должны быть воплощены поэтапно:
1.обеспечение энергетической безопасности и эффективное использование электроэнергии;
2. выход из коммуникационного тупика и превращение страны в транзитную страну;
3. обеспечение продовольственной безопасности и доступа населения к качественному питанию;
4. расширение продуктивной занятости.
Как было отметечено Лидером нации в предисловии вышеназванной Национальной стратегии «На дальнейших этапах эти цели обретут новые качества, их основу будут составлять переход от обеспечения энергетической независимости к эффективному использованию электроэнергии, от выхода из коммуникационного тупика к превращению нашей страны в транзитную страну и от обеспечения продовольственной безопасности к доступу населения к качественному питанию».
В то же время отмечено, что в процессе достижения стратегических целей необходимо обозначить приоритеты. Так, по замыслу высшего руководства нашей страны приоритет будет отдаваться эффективности реальных секторов экономики, которое достигается от послания к посланию, повсеместно развитию человеческого потенциала, в том числе потенциала граждан нашей страны которая достигается на основе реализации отраслевых государственных программ, а также за счет диверсификации производства, институционального усиления и развития регионов.
При этом направления стратегические целей далеко не ограничены. Например, в дополнение к стратегическим целям в послании Лидера нации парламенту уже по истечении определенного периода времени 2022-2026 годы в республике были объявлены – «Годами развития промышленности», что обусловлено из контекста прогрессивных инициатив - переход от аграрно-промышленной к промышленно-аграрной экономики.
Благодаря этим инициативам, выбранный путь на интенсификацию развития промышленности республики обеспечивает устойчивый прогресс в этой области. Как отмечено в послании Лидера нации парламенту «В 2023 году на организацию нового промышленного производства, расширение основных фондов и налаживание производства новой и конкурентоспособной продукции за счет иностранных инвестиций и средств предприятий направлено более 7 млрд сомони, что по сравнению с 2022 годом в 1,5 раза больше.».
Эти факторы в дальнейшем могут не только обеспечить развитие собственно национальной экономики, но и помогают преодолет препятствия на пути устойчивого прогресса, обеспечения занятость населения и др. трудностей, которые свойственны стоящим на пути развития странам.
Указанные приоритеты прежде всего находят отражение в новых идеях, пути их достижения и предложениях высшего руководства страны. Так, в послании Лидера нации 28 декабря 2023 года было отмечено, что «В очень сложных условиях сегодняшнего неспокойного и изменчивого мира, увеличения современных угроз и опасностей независимости и свободы для политической стабильности и безопасности человечества мы должны быть как никогда сплочёнными и дальновидными, все свои усилия направлять во имя защиты национальных ценностей, интересов государства и нации, благоустройства нашей любимой Родины и развития нашей независимой страны.».
Поэтому на сегодня необходимо для нас достичь безупречных результатов стратегических целей и задач стоящих не только перед государством, но и обществом путем усиления работ в этом направлении, разработки механизмов взаимодействия, координации работ основанных на техническом прогрессе и мышлении.
Значительную роль в достижении стратегических целей играют нормы права. В предверии 30-летия приняти Конституции Республики Таджикистан в послании было отмечено, что «Реализация норм Конституции позволила нам создать устойчивые основы общества и государства, укрепить мир, спокойствие, политическую стабильность и национальное единство, обеспечить устойчивое экономическое развитие нашей страны, создать для каждого гражданина страны достойные условия жизни и свободное развитие.». В этой связи, немаловажно, что 2024 год был объявлен «Годом правового просвещения» в честь этой очень важной исторической даты.
Стратегические цели изложенные в ежегодном послании Лидера нации парламенту имееют особое значение. Таким образом, для их достижения необходимо мобилизовать все ресурсы, начиная от государственных органов, населением страны, и возможностями каждого гражданина страны, которым не безразлично успех и развитие государства, укрепление его независимости хотя бы на ближайшее десятилетие.
Таким образом, ежегодное послание Лидера нации представленное парламенту страны и на всенародное обозрение имеет конституционное и конструктивное назначение, является важным стратегическим документом в котором главным элементом прогресса являются не только поставленные цели перед Правительством, но и четкая оценка проблем национальной экономики, социальной жизни населения, сфер культуры, здравоохранения, перспектив развития разных отраслей народного хозяйства, преодоление препятствий на пути к поставленной цели.
Махмадшозода Ф.А.,
к.ю.н., и.о. завед. кафедрой «ЯиГД»
ДФ НИТУ МИСИС
все для dle