Душанбинский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский технологический университет МИСиС"

  • Размер шрифта:
    • A
    • A
    • A
  • Цвета сайта:
    • Ц
    • Ц
    • Ц
  • Шрифт:
    • Arial
    • Times New Roman
  • Кернинг:
    • a б
    • a  б

Доступная среда

Наличие возможности оказания обучающимся психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

В НИТУ "МИСиС" выделяются следующие виды сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- организационно-педагогическое;
- психолого-педагогическое;
- медицинско-оздоровительное;
- социальное.

Организационно-педагогическое сопровождение — образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлено на контроль освоения образовательных программ в соответствии с календарным учебным графиком, рабочим или индивидуальным учебным планом и включает в себя, при необходимости, мониторинг посещаемости занятий, результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, организацию эффективного взаимодействия обучающихся с преподавателями, в том числе организацию индивидуальных консультаций, помощь в организации самостоятельной работы (в том числе посредством электронной информационно-образовательной среды), организацию консультирования, инструктажей и семинаров для преподавателей и других работников Университета по психофизическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Организационно-педагогическое сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивают преподаватели кафедр, кураторы (академических групп) студентов, дирекции институтов (филиалов) и студенческого офиса, отдел аспирантуры, управление кадрами и социальной политики, учебно-методическое управление Университета.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих проблемы в обучении, общении, и направлено на изучение и развитие личности обучающегося, ее профессиональное становление путем оказания содействия в социальной адаптации обучающихся и в формировании образовательной среды Университета.
Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивают управление культуры и молодежной политики, центр развития филиальной сети и социального партнерства, управление кадрами и социальной политики Университета.

Медицинско-оздоровительное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включает в себя мероприятия, направленные на диагностику физического состояния обучающихся, сохранение их здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к процессу обучения.
Медико-оздоровительное сопровождение обеспечивают медпункт, кафедра физической культуры и здоровья Университета.

Социальное — сопровождение обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья включает в себя следующие меры:
- осуществление мероприятий, направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включая содействие в решении бытовых вопросов, вопросов проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения, предоставления медицинских услуг, услуг санатория-профилактория Университета, информационного сопровождения специального раздела сайта Университета;
- развитие социокультурной образовательной среды Университета, способствующей саморазвитию и самовыражению личности обучающегося, формированию у обучающихся гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, развитию компетенции общения, восприятию социальных, личностных и культурных различий.

Университет содействует развитию волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Социальное сопровождение обеспечивают управление культуры и молодежной политики, дирекции институтов (филиалов) отдел аспирантуры, кураторы (академических групп) студентов, работники центра развития филиальной сети и социального партнерства, а также представительные органы обучающихся - студенческий совет (объединенный совет обучающихся), профком студентов.

Функции по содействию трудоустройству обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выполняет центр развития филиальной сети и социального партнерства.
Основными формами содействия трудоустройству обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются презентации и встречи обучающихся старших курсов с работодателями, индивидуальные и групповые консультации обучающихся, а также выпускников по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги.
В программах адаптационных дисциплин, вводимых в рамках образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предусматривается подготовка к трудоустройству.

Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Особенности профессионального образования обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Функции по обеспечению условий для обучения обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья) выполняют структурные подразделения Филиала (кафедры, учебно-методический отдел, отдел нформационных технологий, отдел кадров, приемная комиссия, медпункт).
2. Филиал обеспечивает комплексное сопровождение образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы и (или) психолого-медико-педагогической комиссии.
3. Образовательные программы, реализуемые в Филиале, при необходимости адаптируются для обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
4. Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться в специальных и (или) общих группах.
5. Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться по индивидуальному учебному плану.
6. Обеспечение доступности образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется, в том числе, посредством системы смешанного обучения, включающей в себя электронное обучение и применение дистанционных образовательных технологий (согласно локальным нормативным актам Университета).
7. Профессорско-преподавательский состав и другие работники Филиала должны быть ознакомлены с психолого-физиологическими особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и учитывать их при организации образовательного процесса.

Отдел кадров совместно с учебно-методическим отделом, при необходимости, проводит организацию специальных занятий, консультаций для работников Филиала по вопросам, связанным с психофизиологическими особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, спецификой приема-передачи учебной информации, применения специальных технических и программных средств обучения с учетом особенностей здоровья, особыми образовательными потребностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Информационно-технологическое обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
1. Функции по информационно-технологическому обеспечению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выполняет отдел информационного обеспечения.
2. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху предусматривается (при необходимости) применение сурдотехнических средств, таких, как системы беспроводной передачи звука, техники для усиления звука, видеотехника, мультимедийная техника и другие средства передачи информации в доступных формах.
Учебная аудитория, в которой обучаются лица с нарушением слуха, по возможности, должна быть оборудована компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, документ-камерой, мультимедийной системой.
3. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению предусматривается (при необходимости) применение технических средств усиления остаточного зрения и средств преобразования визуальной информации визуальной информации в аудио и тактильные сигналы, таких, как брайлевская компьютерная техника, электронные лупы, видеоувеличители, программы невизуального доступа к информации, программы-синтезаторы речи и другие средства передачи информации в доступных формах.
Компьютерные тифлотехнологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации в доступные для незрячих и слабовидящих формы (звуковое воспроизведение, рельефно-точечный или укрупненный текст), и позволяют им самостоятельно работать на персональном компьютере с программами общего назначения. Для слабовидящих обучающихся в лекционных и учебных аудиториях должна быть предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране) при помощи видео увеличителей для удаленного просмотра.
4. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательной функции предусматривается (при необходимости) применение специальной компьютерной техники с соответствующим программным обеспечением, в том числе, специальные возможности операционных систем, таких, как экранная клавиатура, и альтернативные устройства ввода информации.
5. Информационная система Филиала предусматривает визуальную, звуковую, тактильную информацию для ориентации и навигации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечивается доступность информации для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, посредством:
- адаптации официального сайта в сети Интернет для слабовидящих в соответствии с международным стандартом доступности веб-контента и веб- сервисов;
- размещения в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме справочной информации (информация должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля).

Информация о приспособленной(ых) библиотеке(ах)

Наименование объекта Вид помещения Адрес местонахождения Документы Лицензии и положения (при наличии) Всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ График работы Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Количество посадочных мест Общая площадь(кв.м.) Количество посадочных мест Общая площадь(кв.м.)
1 Научно-техническая библиотека ДФ НИТУ «МИСиС» Библиотека 734042, г. Душанбе, ул. Назаршоева 7, 2-этаж Положение об электронной библиотеке ДФ НИТУ "МИСиС"
50 96 10 96
  • Читальный зал: Пн-Пт 10:00-18:00, обед с 12:00 до 13:00
  • Абонементы: Пн.-Чт. с 10:00 до 17:00, обед с 12:00 до 13:00, Пт. с 10:00 до 16:00, обед с 12:00 до 13:00
  • В период каникул библиотека работает по графику: Вт. и Чт. с 14:00 до 16:00

Библиотека ДФ НИТУ "МИСиС" оснащена бесплатным wi-fi и рабочими местами с выходом в интернет для самостоятельной работы читателей. Студенты и сотрудники филиала имеют доступ к полнотекстовым базам учебной и научной литературы: Электронная библиотека ДФ "МИСиС", Университетская библиотека (есть версия сайта для слабовидящих) и др.

Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Безбарьерная архитектурная среда образовательной организации - архитектурная среда, обеспечивающая инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, вне зависимости от происхождения, характера и серьезности их психофизических отличий, доступность прилегающей к образовательной организации территории, входных путей, территории зданий, в том числе путей перемещения внутри зданий.

В учебных корпусах, в которых предусматривается реализация образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учебные аудитории и иные помещения, где могут находиться лица с нарушением опорно-двигательного аппарата, размещаются на уровне доступного входа.
В аудиториях, в которых предусматривается реализация образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивается возможность оборудования учебных мест по каждому виду нарушения здоровья (увеличение размера зоны на одно учебное место с учетом подъезда и разворота коляски, увеличение ширины прохода между столами, замена двухместных столов на одноместные). Первые столы в ряду у окна и в среднем ряду в учебной аудитории предусматривают расположение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению и слуху, а в ряду у дверей - для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся в коляске.

При проведении плановых ремонтов зданий предусматриваются один или несколько входов, доступных для обучающихся с нарушением опорно- двигательного аппарата, одно или несколько санитарно-гигиенических помещений с туалетной кабинкой, доступной для маломобильных обучающихся, с установкой откидных опорных штанг, поручней, поворотных или откидных сидений.

Система сигнализации и оповещения обучающихся предусматривает обеспечение визуальной, звуковой и тактильной информации.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Университете устанавливается особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту на основании принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры (согласно локальному нормативному акту Университета). Учебные занятия проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку, в специально оборудованных спортивных, тренажерных залах или на открытом воздухе.

Положение об организации обучения инвалидов и студентов с ограниченными возможностями:

Информация о приспособленных электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ